Из-за социальной рекламы украинцы болеют и сходят с ума

Хотя истинное предназначение «социалки» — привлечь внимание к общественному злу. Эксперты отмечают, что как раз на это реклама никак не влияет: алкоголики, наркоманы, курильщики и домашние насильники не реагируют на слоганы.

В то же время обычные украинцы из-за подобного «рекламного креатива» болеют и даже сходят с ума.

«А если рак — у меня?..»

— Сколько помню маму, она всю жизнь сдавала анализы, боялась пропустить начало болезни, — рассказывает «ВВ» киевлянка Тамара Куприянец. — А недавно масла в огонь подлила реклама, призывающая соотечественников пройти онкообследование, дескать, у каждого четвертого украинца рак. Такими постерами оклеено все метро! Мама, прочитав их, буквально стала таять на глазах: решила, что у нее рак желудка. У нее действительно начались сильные боли, но врачи не могли диагностировать болезнь. Из этого состояния ее вывел специалист по психосоматике. Мне непонятно, кто допускает развешивать подобную рекламу в общественных местах?

На самом деле, едешь в метро, читаешь, что у каждого четвертого — рак, и невольно думаешь: «Вот впереди меня трое. У кого из нас рак? А что, если у меня?..»

Все помнят ужасающие черные щиты с надписью «Мама, почему я урод?» Предполагалось, что они заставят граждан задуматься и отказаться от наркотиков. Их через некоторое время сняли по требованию суда: очень уж много жалоб на то, что эта реклама плохо действует на психику, приходило в суды от граждан. Были люди, которых эти билборды довели до психушки. Михаил Старощук, председатель Союза рекламистов Украины, вспоминает случай: семья долго не могла иметь детей, и когда у них появился ребенок, он оказался болен синдромом Дауна. Как-то мать случайно увидела эту надпись на черном фоне «Мама, почему я урод?» У женщины случился нервный срыв, и началась психическая болезнь.

«Название болезни может ее «сдетонировать»

Психологи, социологи и политологи однозначно сходятся во мнении, что социальная реклама в Украине ухудшает психическое здоровье украинцев.

— Любая реклама, особенно наружная, попадает в подсознание, записывается на подкорку и заражает его, — говорит политолог Дмитрий Выдрин. — И даже просто упомянутое слово «рак» может спровоцировать болезнь, буквально «сдетонировать» ее развитие. Каждое слово на рекламном носителе должно быть тщательно взвешено.

По мнению Андрея Быченко, социолога центра Разумкова, подобные картинки просто вводят человека в пессимистическое состояние и даже отнимают у него надежду на жизнь. При этом никто не предлагает решения накопившихся в обществе проблем.

«На усыновление подтолкнул «рекламный» малыш с грустными глазами…»

Общество гораздо больше нуждается в просветительских кампаниях, взывающие к милосердию, уверен г-н Быченко.

Так считает и житомирянка Марина Куликович: социальный призыв об усыновлении подтолкнул ее взять из детдома на воспитание мальчика:

— У нас уже был свой ребенок, но потом муж поменял работу, мы стали жить лучше. И я начала задумываться о том, не подарить ли семейное тепло еще одному малышу, — вспоминает Марина. — Честно говоря, решались долго, взвешивали все за и против, но потом увидели билборд с замечательным малышом с грустными глазами, и не смоги устоять. Думаю, если бы не реклама, мы бы «зрели» еще долго.

Социально позитивной украинцы называют рекламу против абортов — ту, где забавные карапузы в поварских колпаках и с половником говорят: «Мама, если я появлюсь на свет, я буду помогать тебе». Психологи отмечают, что многие женщины решились оставить ребенка, насмотревшись этих постеров.

Вот это хороший пример борьбы с социальным злом…

Допустите к рекламе психологов

В прочем, в Ассоциации наружной рекламы социальные посылы на билбордах считают достаточно мягкими:

— В Украине соцреклама беззубая! — заявил руководитель организации Артем Биденко. — За рубежом она намного жестче, а у нас просто боятся травмировать чью-то психику.

По словам Биденко, цель социальной рекламы — ударить по эмоциям, поэтому такие запрещенные в остальной наружной рекламе приемы, как смерть и насилие, здесь только приветствуются. Главное — эпатировать публику, заставить говорить о проблеме.

— А если человек склонен к суициду или накручиванию себя, то вывести его из равновесия может даже недоданная кассиром супермаркета сдача, — уверен Биденко. — Нужно не забывать, что реклама — это всего лишь информация, такая же как новости или фильмы. Там тоже мы видим не только позитив…

Впрочем, немногие так считают. Несостоятельность нашей социальной рекламы видит и президент Украинского PR-альянса Валерий Курейко. Он уверен, что к процессу изготовления каждой рекламы обязательно должны быть привлечены социолог и психолог.

Специалисты могли бы адекватно оценивать, как информация влияет на широкую аудиторию. К сожалению, у нас производством подобного продукта занимаются обыкновенные дизайнеры и креативщики, которые, как показывает практика, редко задумываются о последствиях.

Покажите выход, а не запугивайте!

С этим согласны психологи, большинство из которых уверены, что подобная реклама — бомба замедленного действия.

— В жизни и так много негатива, проблемы не уходят так просто, — говорит психолог Валерия Варнава. — Нельзя держать граждан в страхе, дескать, мы все умрем. Наоборот, в социальной рекламе должно быть больше позитива. Ну почему, открывая кампанию против наркомании, у нас рисуют шприцы на черном фоне, а не дают, к примеру, фото человека, который избавился от зависимости и сейчас нормально живет?

Жми «Нравится» и получай только лучшие посты в Facebook ↓

Из-за социальной рекламы украинцы болеют и сходят с ума